Когда инвестиционная компания выпускает структурированные продукты, каким образом она зарабатывает? Как и при продаже клиентам любых других финансовых продуктов, ИК зарабатывает на комиссии.
Общая информация о комиссии по СП приводится на странице Комиссия по СП.
Здесь же мы покажем на конкретном примере, как происходит «встраивание» комиссии в условия структурированного продукта.
Вернемся к нашему примеру: клиент инвестирует в продукт 110 000 рублей на 1 год. 100 000 рублей ИК размещает на депозит под 10%, и у нее остается еще 10 000 рублей.
В ранее рассмотренном примере все 10 000 рублей инвестировались в опционы. В результате приобреталось 10 000 / 20 = 500 опционов колл, и коэффициент участия в продукт составлял в этом случае, как мы показали, 45,45%.
В реальности, часть из 10 000 рублей инвестиционный банк «заберет» себе в качестве комиссии. Представим себе, что сумма этой комиссии составит 1200 рублей. Таким образом, 10 000 рублей будут поделены на 2 части.
а) Комиссия банка – 1200 рублей.
б) Денежная сумма для приобретения опционов – 10 000 – 1200 = 8800 рублей.
Имея 8800 рублей, банк сможет приобрести 8800 / 20 = 440 опционов (вместо 500). Произведем расчет стоимости структурированного продукта через 1 год.
Таблица. Расчет доходности по СП (с учетом встроенной комиссии)
Цена акции через 1 год
|
Сумма денег на депозите
|
Доход (payoff) от 1 опциона
|
Доход (payoff) от 440 опционов
|
Суммарная стоимость портфеля (через 1 год)
|
Доходность портфеля
|
200
|
110 000
|
100
|
44 000
|
154 000
|
40,00%
|
150
|
110 000
|
50
|
22 000
|
132 000
|
20,00%
|
110
|
110 000
|
10
|
4 400
|
114 400
|
4,00%
|
100
|
110 000
|
0
|
0
|
110 000
|
0,00%
|
75
|
110 000
|
0
|
0
|
110 000
|
0,00%
|
50
|
110 000
|
0
|
0
|
110 000
|
0,00%
|
0
|
110 000
|
0
|
0
|
110 000
|
0,00%
|
При росте акции на 100% (до 200 рублей) доходность по продукту составляет уже не 45,45%, а 40%. Коэффициент участия, соответственно, равен 40%, а не 45,45%, как в случае, когда комиссия в продукт не встраивалась.
Таким образом, встраивание комиссии в продукт привело к ожидаемому результату: ухудшению параметров структурированного продукта (в данном случае – к падению коэффициента участия).
Следует при этом отметить, что клиенту самостоятельно очень сложно определить, какую комиссию ИК встроила в продукт – подобно тому, как, покупая в магазине, например, телевизор, клиент не знает истинную его себестоимость и прибыль, которую на нем заработали производитель и продавец данного товара.